Как общаться с ребёнком?
• Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о
помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в
порядке! Ты, конечно, справишься!»
• Если ребенку действительно трудно, и он готов принять вашу помощь,
обязательно помогите ему. (Очень хорошо начать со слов «давай вместе».
Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений,
знаний и увлечений.) При этом:
1. Возьмите на себя только то, чего он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
2. По мере освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте их ему.
• Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность
за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Пусть вас не пугают
слова «снять заботу». Речь идет о снятии мелочной заботы, затянувшейся
опеки, которая мешает вашему сыну или дочери взрослеть. Передача им
ответственности за свои дела, поступки – самая большая забота, которую
вы можете проявить по отношению к ним. Эта забота мудрая. Она делает
ребенка сильным и уверенным, а ваши отношения – более спокойными и
радостными.
• Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными
последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он
будет взрослеть и становиться «сознательным». Как это ни парадоксально
звучит, но ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте, конечно, если
тот не угрожает его жизни или здоровью.
• Если у ребенка эмоциональная проблема, будет правильно его активно» выслушать! («Как слушать ребенка» - см. ниже)
• Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные
переживания, сообщите ему об этом. Правило говорит о том, что чувства,
особенно если они отрицательные и сильные, ни в коем случае не стоит
держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев,
сохранять спокойный вид при сильном волнении. Обмануть такими усилиями
вы никого не сможете: ни себя, ни своего ребенка, который без труда
"читает" по вашей позе, жестам, интонации, выражению лица или глаз, что
что-то не так. Ведь именно через эти "несловесные" сигналы передается
более 90% информации о нашем внутреннем состоянии. И контролировать их
очень трудно. Через некоторое время чувство, как правило, "прорывается" и
выливается в резкие слова или действия. Как же сказать о своих чувствах
ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас?
• Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО
ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его
поведении.
Попробуем сконструировать ответы родителей, применяя это правило. Они могут быть такими:
1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей.
2. Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь.
3. Меня очень утомляет громкая музыка.Заметьте, все эти предложения
содержат личные местоимения я, мне, меня. Поэтому высказывания такого
рода психологи назвали "Я-сообщениями"
• Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо
этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
• Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте
собственные ожидания с возможностями ребенка. Как видите, это правило
похоже на предыдущее. Идея такова: бесполезно требовать от ребенка
невозможного или очень трудного, к чему он еще не готов. Лучше изменить
что-то вне его, в данном случае - свои ожидания.
• Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, просто сообщите ему об этом.
• Максимально удаляйте из своего общения с ребенком некоторые
привычные или автоматические реакции: приказы, команды, угрозы,
предупреждения, мораль, нравоучения и др..
• Не присваивайте себе эмоциональных проблем ребенка.
• Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть
в жизни каждого ребенка. Их не должно быть слишком много, они должны
быть гибкими. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
• Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Следует применять санкции, а не наказание.
Помните, что каждым обращением к ребенку – словом, делом,
интонацией, жестом и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе,
своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – в основном о нем! |