|
Готовимся к поступлению в детский сад.
Готовимся к
поступлению в детский сад
Как помочь ребенку быстрее
адаптироваться к детскому саду
Дорогие родители наших будущих воспитанников! Ваши малыши очень скоро
окажутся и нашими малышами! Как примут ребенка в детском коллективе? Какие
отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть?
Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде? Привычные
родительские волнения и тревоги… такие же проблемы встают и перед
воспитателями, принимающими в свою группу новичков. И эти волнения вполне
обоснованы, поскольку известно: изменение социальной среды сказывается как на
психическом, так и на физическом здоровье детей. Установлено, что дети в
возрасте 1,5 – 2 года сложнее привыкают к детскому саду, чаще болеют. Дело в
том, что в этом возрасте организм интенсивно развивается, созревают психические
процессы. Новые условия и как ответная реакция новые формы поведения требуют
определенных усилий и умений со стороны ребенка. От того, насколько ребенок
подготовлен в семье к переходу в дошкольное учреждение, зависят и течение
адаптационного периода, который может иногда продолжаться до полугода (тяжелая
степень адаптации).
Остановимся подробнее на том, что представляет собой ребенок в период адаптации
к детскому учреждению. Изменение образа жизни приводит, в первую очередь, к
нарушению его эмоционального состояния, что проявляется в напряженности,
беспокойстве или заторможенности. Ребенок много плачет, стремится к
эмоциональному контакту или наоборот, раздраженно сторонится их и сверстников.
Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с
родными протекает подчас бурно. Снижается интерес к предметному миру, игрушкам,
окружающему. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас,
новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с
тем, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску
инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит
к частым болезням.
Основные рекомендации подготовки
детей к условиям детского сада:
- Научить ребенка пользоваться
горшком.
- Научить «проситься» на горшок.
- Научить ребенка самостоятельно
есть.
- Приведения режима дня дома в
соответствие с режимом детского сада.
- Научить ребенка называть свое
имя, фамилию.
- И, самое главное, легко
протекает адаптация у тех детей, которые умеют длительно, разнообразно и
сосредоточенно действовать с игрушками, т.е. развита предметная
деятельность. Такие дети умеют налаживать деловые контакты с взрослыми.
Взрослый – партнер по игре. И, наоборот, дети, у которых слабая
сформированность действий с предметами, преимущественно на уровне
манипуляций, отсутствует инициатива в выборе игрушек, долго и болезненно
привыкают к детскому саду. Что можно посоветовать родителям таких детей? Можно
на основе прочитанных книг разыгрывать диалоги, игры-драматизации с
игрушками. Вначале инициатива – у взрослого, ребенок лишь наблюдает. Но в
силу своей природной активности он обязательно присоединится к игре. И
задача взрослого – научить ребенка действовать совместно. Взрослый
поощряет любые успехи ребенка, не подавляет его инициативы. Только в том
случае партнеры постепенно меняются местами: инициатором нового типа
общения (делового, а был – эмоциональный тип общения) становится ребенок.
Еще один способ формирования у ребенка делового типа общения, который
должен быть сформирован у него к поступлению в детский сад, без которого
затруднено вхождение в новые условия жизни, - необходимо в домашних
условиях до поступления ребенка в детский сад расширять круг общения с
другими людьми, которые должны играть с ребенком, но не ласкать.
Приглашайте родственников, друзей, эти взрослые должны играть с ребенком,
хотя бы 15 минут, и разговаривать.
- Еще одна проблема – общение
ребенка со сверстниками. Надо учить ребенка доброжелательно относиться к
ровеснику. Дома, на прогулке организуйте совместные игры: взрослый и
несколько малышей. Взрослый руководит совместной игрой, формирует у детей
умение играть вместе.
А теперь, несколько заданий:
Понаблюдайте:
- Как ведет себя
ребенок, расставаясь с близкими взрослыми, встречаясь с ними после
разлуки. (попробуйте оставлять своего ребенка с надежными друзьями на
небольшое время, приучайте малыша к разлуке постепенно).
- Какой тип
общения предпочитает ребенок – эмоциональный или деловой?
- Попытайтесь
определить, как играет ребенок с игрушками: манипулирует, есть ли элементы
ролевой игры; какова длительность игры?
- Как малыш
реагирует на появление посторонних взрослых и налаживает контакты с ними?
Как он выполняет их поручения?
- Как он относится
к сверстникам (положительно или отрицательно)? Как реагирует сам на
инициативу других?
И сделайте вывод, какой степени будет адаптация у
Вашего ребенка (легкая, средней тяжести, тяжелая). И уже сегодня начинайте
готовить ребенка к условиям детского сада. |
|