|
Современные научные данные доказывают, что образ семьи формируется у ребёнка в первые годы жизни. В семье ребенок включен в деятельность и в процессе ее усваивает накопленные в человеческом мире знания. «Образ мира», «картина мира» развивается у ребенка как целое. Это – многоуровневое образование, включающее в себя представления о природе, человеке, обществе, в том числе о семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах и т.д. Все это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка.
Между тем обследование дошкольников, свидетельствует о скудной информированности детей о своих близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи. Представления детей о семье отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности.
При этом в современных дошкольных общеобразовательных учреждениях нередко имеет место переоценка словесных методов, что приводит к усвоению детьми формальных знаний, не окрашенных собственным отношением.
Поэтому «Уроки семьи и семейных ценностей» в дошкольных общеобразовательных учреждениях могут быть связаны с презентацией семей, участием членов семьи в конкурсах и фестивалях (фестиваль семей «Нам вместе весело!», спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», презентация профессий «Наши знаменитые родители», вечер «Бабушкины посиделки)
Своеобразная «программа» формирования у детей представлений о семье как величайшей общечеловеческой ценности содержится в народной педагогике. Обращение к произведениям устного народного творчества (сказкам, пословицам, и др.) позволяет проследить, как народ с малых лет вводил ребенка в мир семейной жизни.
До детей дошкольного возраста важно донести саму суть понятия «семья», и поддержкой в этом будут произведения устного народного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать», «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражающие родственные отношения. При знакомстве детей с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей (мама, папа, братья, бабушки, дедушки), раскрываются понятия «род», «семья».
С целью обогащения содержания игр семейной тематики эффективными оказываются такие сюжетные линии, как «В семье родился ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче» и др. В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимодействии поколений, о досуге. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.
Поэтому «Урок семьи и семейных ценностей» в дошкольных общеобразовательных учреждениях могут быть построены как сюжетно-ролевая народная игра, знакомство с художественными произведениями о семье. Опора на личный опыт ребенка служит основой для характеристики семьи по принципу «раньше - теперь». Раньше семья была многодетной (здесь уместно ознакомление с пословицами), теперь в семьях не более одного-двух детей. Раньше дети трудились вместе с родителями, нянчили своих младших братьев и сестер, теперь картина иная. Привлечение художественных произведений, например, поможет педагогу активизировать личный опыт детей с целью осознания ими своего места в системе семейных отношений.
Однако и раньше и теперь в семье - одинаковые беды: дети-сироты, «трудные» дети. Проблема детей-сирот сегодня особо актуальна. Чтение и обсуждение любимых сказок, анализ пословиц соответствующего содержания должны, прежде всего, пробудить у ребенка чувство сострадания, стремление быть внимательным к окружающим детям, оказывать помощь тому, кто в ней нуждается. С этой целью можно проводить тематические вечера («Истоки доброты», «Вечер встречи друзей», «Мы – как братья и сестрички»).
В дошкольном возрасте эффективно обращение к разным художественным средствам, которые побуждают детей к деятельности творческого содержания (например, рассказ о своей семье, рисование портрета на тему «Моя мама (бабушка)», участие в концерте «Песни моей семьи», изготовление сувениров, подарков и др.).
Углублению интереса детей к эмоциональному состоянию близких людей служат мини-этюды, направленные на развитие умений различать средства общения и пользоваться ими: «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать на них. С помощью этюдов дети учатся передавать, распознавать радость, волнение, усталость, тревогу, страх.
Поэтому на «Уроках семьи и семейных ценностей» можно использовать игровые тренинги типа:
- «Назови ласково близких и родных»
- «Скажи, чем ты можешь порадовать маму (папу, дедушку, бабушку)»,
- «Чей ты помощник дома»
- «Если мама огорчена ...»
- «Если бабушка устала ...» и др.
|
|